Инженерный центр судостроения
Проектно-конструкторское бюро
основано в 1935 году

С целью повышения экономической эффективности перспективного линейного (предназначенного для выполнения транспортной работы) флота выполнена разработка трех концептуальных проектов буксиров и буксиров-толкачей нового – катамаранного типа:

  • Речного мощностью 2х110 кВт;
  • Озерного мощностью ок. 2х300 кВт;
  • Смешанного «река-море» плавания (класса "М-СП3,5") мощностью 2х600 кВт.

В обеспечение разработки проектов ФГУП «Крыловский государственный научный центр» выполнен большой объем модельных испытаний (буксировочных и самоходных на тихой воде, мореходных, ледовых).

Основные характеристики перспективных буксирных судов катамаранного типа и их однокорпусных базовых аналогов приведены в таблице. 

Характеристики

Речные

Озерные

Смешанного плавания

Базовый буксир-толкач проекта 911В

Перспектив-    ный БТК

Базовый буксир-толкач проекта 758Б

Перспектив-ный БТК

Базовый буксир проекта 07521

Перспективный БК

Длина габаритная, м

28,6

24,0

40,6

26,5

50,2

39,9

Ширина расчетная, м

6,6

9,1

9,8

8,4

10,2

13,65

Ширина лодки катамарана, м

-

2,6

-

2,8

-

3,9

Высота борта, м

1,8

1,9

3,2

3,0

3,5

4,6

Осадка средняя, м

1,07

1,2

2,03

2,00

2,45

2,35

Водоизмещение порожнем, т

108,8

87,5

326,1

200,0

585

372,3

Масса металлического корпуса и надстройки, т

45,3

43,95

145,7

98,9

357,82

144,78

Мощность ГД, кВт

2 х 110

2 х 110

2 х 294

2 х 294

2 х 515

 2 х 600

Мощность судовой электростанции, кВт

1х25 +

ВГ-20

2 х 33

2 х 30 + ВГ 2 х 25

2 х 50,8

3 х 60

2 х 110

Тип движителя

ВФШ в поворотных

насадках

ВФШ в поворотных

насадках

ВФШ в поворотных

насадках

ВФШ в поворотных

насадках

2 ВФШ в поворотных насадках

2 ВФШ в поворотных насадках

Диаметр гребных винтов, м

0,9

0,9

1,67

1,65

1,9

1,9

Скорость свободного хода, км/час

16,9

19,0

19,5

20,9

19,6

21,2

Тяга на гаке при буксировке с расчетной скоростью, кН

31,4

35,8

74,5

86,4

120

165,4

Примечания: 

  1. Расчетная скорость буксировки объектов составляет для судов класса «Р» - 8 км/час, судов класса «О» - 10 км/час, смешанного плавания – 12 км/час.
  2. Для базового буксира смешанного плавания полезная тяга и скорость свободного хода приведены при одинаковой с БК мощностью ГД (2х600кВт).

На всех типах БТК предусмотрено буксирное устройство нового типа, обеспечивающее проход буксирного троса вне кормовой части главной палубы.

Буксирное устройство содержит две буксирных лебедки и двухветвевую линию проводки буксирного каната (троса), каждая ветвь которой размещена на одном из бортов БТК.

При этом сходящие с барабанов лебедок буксирные канаты через вырезы в настиле палубы и затем через систему направляющих роликов в закрытых туннелях проходят за корму.

Для речного и озерного БТК также разработана сборно-разборная конструкция судна и технология перевозки крупных законченных блоков судна по железной дороге или автомобильным транспортом.

Впервые выполненные в России проектные проработки и модельные испытания буксирных судов катамаранного типа показали, что они обладают рядом важных конкурентных преимуществ по сравнению с однокорпусными аналогами, а именно:

  1. Более высокие тяговые характеристики: на расчетной скорости буксировки полезная тяга речного БТК больше, чем у однокорпусного аналога на 13,9%, озерного БТК – на 16%, смешанного «река-море» плавания – на 38%.
  2. Повышенная скорость свободного хода: у речного БТК на 2,1 км/час, у озерного БТК – на 1,4 км/час, у БК смешанного «река-море» плавания – на 1,6 км/час.
  3. При дальнейшей, более детальной отработке формы обводов корпусов и оптимизации гребных винтов показатели тяги и скорости свободного хода буксиров катамаранного типа могут быть улучшены, направления их улучшения определены.
  4. Результатом улучшения тяговых и скоростных показателей является увеличение объема транспортной работы БТК.
  5. Меньшая габаритная длина и масса корпуса, следствием чего является возможность толкания барж большей длины и грузоподъемности при одинаковой общей длине состава, а также снижение строительной стоимости судна.
  6. Лучшие показатели безопасности плавания в части остойчивости, непотопляемости и маневренных качеств, удобства управления буксируемым объектом. Мореходные качества буксира-катамарана при правильной профилировке соединительного моста и использовании устройства для снижения нагрузок от слеминга не уступают однокорпусным судам, а вероятность опрокидывания судна на волнении резко снижается.
  7. Возможность перевозки на открытой кормовой площадке палубы попутного груза как при буксировке, так и при толкании объектов за счет использования нового буксирного устройства.
  8. Лучшие условия обитаемости экипажа.
  9. Использование сборно-разборного метода постройки катамаранов с транспортировкой крупных законченных блоков к месту назначения наземным транспортом позволяет с минимальными затратами поставлять суда в закрытые бассейны, не имеющие собственной судостроительной базы.

Очевидным недостатком буксиров-катамаранов является неприспособленность к работе в сплошном льду (за исключением очень тонкого льда). В мелкобитом льду (для работы в котором и предназначены рассмотренные суда) буксиры-катамараны обладают удовлетворительными ходовыми и маневренными качествами.

Совокупность отмеченных особенностей позволяет уверенно рекомендовать БТК при строительстве нового буксирного флота.