С целью повышения экономической эффективности перспективного линейного (предназначенного для выполнения транспортной работы) флота выполнена разработка трех концептуальных проектов буксиров и буксиров-толкачей нового – катамаранного типа:
В обеспечение разработки проектов ФГУП «Крыловский государственный научный центр» выполнен большой объем модельных испытаний (буксировочных и самоходных на тихой воде, мореходных, ледовых).
Основные характеристики перспективных буксирных судов катамаранного типа и их однокорпусных базовых аналогов приведены в таблице.
Характеристики |
Речные |
Озерные |
Смешанного плавания |
|||
Базовый буксир-толкач проекта 911В |
Перспектив- ный БТК |
Базовый буксир-толкач проекта 758Б |
Перспектив-ный БТК |
Базовый буксир проекта 07521 |
Перспективный БК |
|
Длина габаритная, м |
28,6 |
24,0 |
40,6 |
26,5 |
50,2 |
39,9 |
Ширина расчетная, м |
6,6 |
9,1 |
9,8 |
8,4 |
10,2 |
13,65 |
Ширина лодки катамарана, м |
- |
2,6 |
- |
2,8 |
- |
3,9 |
Высота борта, м |
1,8 |
1,9 |
3,2 |
3,0 |
3,5 |
4,6 |
Осадка средняя, м |
1,07 |
1,2 |
2,03 |
2,00 |
2,45 |
2,35 |
Водоизмещение порожнем, т |
108,8 |
87,5 |
326,1 |
200,0 |
585 |
372,3 |
Масса металлического корпуса и надстройки, т |
45,3 |
43,95 |
145,7 |
98,9 |
357,82 |
144,78 |
Мощность ГД, кВт |
2 х 110 |
2 х 110 |
2 х 294 |
2 х 294 |
2 х 515 |
2 х 600 |
Мощность судовой электростанции, кВт |
1х25 + ВГ-20 |
2 х 33 |
2 х 30 + ВГ 2 х 25 |
2 х 50,8 |
3 х 60 |
2 х 110 |
Тип движителя |
ВФШ в поворотных насадках |
ВФШ в поворотных насадках |
ВФШ в поворотных насадках |
ВФШ в поворотных насадках |
2 ВФШ в поворотных насадках |
2 ВФШ в поворотных насадках |
Диаметр гребных винтов, м |
0,9 |
0,9 |
1,67 |
1,65 |
1,9 |
1,9 |
Скорость свободного хода, км/час |
16,9 |
19,0 |
19,5 |
20,9 |
19,6 |
21,2 |
Тяга на гаке при буксировке с расчетной скоростью, кН |
31,4 |
35,8 |
74,5 |
86,4 |
120 |
165,4 |
Примечания:
На всех типах БТК предусмотрено буксирное устройство нового типа, обеспечивающее проход буксирного троса вне кормовой части главной палубы.
Буксирное устройство содержит две буксирных лебедки и двухветвевую линию проводки буксирного каната (троса), каждая ветвь которой размещена на одном из бортов БТК.
При этом сходящие с барабанов лебедок буксирные канаты через вырезы в настиле палубы и затем через систему направляющих роликов в закрытых туннелях проходят за корму.
Для речного и озерного БТК также разработана сборно-разборная конструкция судна и технология перевозки крупных законченных блоков судна по железной дороге или автомобильным транспортом.
Впервые выполненные в России проектные проработки и модельные испытания буксирных судов катамаранного типа показали, что они обладают рядом важных конкурентных преимуществ по сравнению с однокорпусными аналогами, а именно:
Очевидным недостатком буксиров-катамаранов является неприспособленность к работе в сплошном льду (за исключением очень тонкого льда). В мелкобитом льду (для работы в котором и предназначены рассмотренные суда) буксиры-катамараны обладают удовлетворительными ходовыми и маневренными качествами.
Совокупность отмеченных особенностей позволяет уверенно рекомендовать БТК при строительстве нового буксирного флота.