Инженерный центр судостроения
Проектно-конструкторское бюро
основано в 1935 году
Главная » Инжиниринг » Опытно-конструкторские работы по новым типам перспективных судов и инновационным технологиям » Разработка гидростатического пакера для проведения работ по добыче углеводородного сырья при финансировании Фонда содействия инновациям (http://fasie.ru/)

Важным направлением деятельности АО «ИЦС» являются проработки по новым перспективным типам судов и инновационным технологиям.

В последние годы выполнен ряд опытно- конструкторских работ в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, а также инициативных проработок.

Наиболее значимыми из них являются:

Разработка гидростатического пакера для проведения работ по добыче углеводородного сырья при финансировании Фонда содействия инновациям (http://fasie.ru/)

АО «ИЦС» с декабря 2020 года является Грантополучателем при Реализация инновационного проекта от Федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (кратко - Фонд содействия инновациям, сайт Фонда: http://fasie.ru/) по теме:

Разработка гидростатического пакера для проведения работ по добыче углеводородного сырья

Цель выполнения НИОКР:       

- создание первого отечественного комплекса оборудования (гидростатический пакер + клапан разъединитель), который способствует развитию технологий добычи углеводородов на шельфе Российской Федерации, развитию отечественной системы подводной добычи нефти и газа, использованию разрабатываемого комплекса, как на морских, так и на сухопутных скважинах;

- локализация отечественного производства;

- обеспечить отсутствие зависимости от покупки иностранного оборудования и комплектующих;

- снижение затрат на производство и эксплуатацию оборудования;

- выйти на серийное производство и поставку комплекса внутрискважинного оборудования, которое ранее не использовалось на скважинах.

Назначение научно-технического продукта (изделия и т.п.) * 

Разрабатываемый гидростатический штормовой пакер предназначен для тестирования, изоляции трубного, затрубного пространства на скважинах в условиях высокого давления и высокого напряжения.

Пакер должен обеспечивать герметичное разобщение ствола обсадной колонны и изоляции эксплуатационной колонны в процессе эксплуатации скважины, исключая перетоки в затрубном пространстве. Пакер приводится в рабочее положение при помощи гидравлического воздействия и создания давления в трубном пространстве.

В случае аварийной ситуации из-за погодных условий изолирует верхнюю часть подводного оборудования для замены, ремонта или отхода полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) с места. Штормовой клапан спускается над штормовым пакером для изоляции выше пакера для отключения из-за погодной аварийной ситуации или ремонта наземного оборудования. Штормовой клапан позволяет изолировать трубу вблизи поверхности без отключения всей колонны. Он предназначен для использования в ситуациях, когда установка должна быть быстро оставлена. Его также можно использовать для смены наземного оборудования без отключения бурильной колонны. И он будет оставаться закрытым для обеспечения надежного уплотнения до тех пор, пока бурильная труба или насосно-компрессорная труба не будут снова подключены.

Штормовый пакер в составе следующих составных частей: уравнительный (байпасный) клапан, гидравлический блок с поршнями, проставочные, калибровочные кольца, якорь, механический блок (центрирующий элемент, шлипсы, механический корпус)

Разрабатываемое изделие представляет собой штормовый пакер с верхним гидравлическим блоком. В состав пакера будет входить байпасный клапан, работа которого осуществляется под действием гидростатических сил и предотвращает срыв пакера в процессе технологических работ.

Открытие клапана осуществляется натяжением бурильной колонны, где происходит выравнивание трубного и затрубного давления под действие гидростатических сил.

Поршни гидравлического блока устанавливаются в транспортное положение под действием гидростатических сил жидкости. После чего пакер готов к подъему. За счет гидростатического действия рабочих элементов пакера производится безопасный подъем пакера и приведение его в транспортное положение.

В штормовом пакере встроен уравнительный клапан (байпасный), который способствует посадке пакера при высоком забойном давлении. Уравнительный пакер выравнивает давление снизу и сверху пакера, облегчает срыв пакера.

Таким образом областью применения разрабатываемой продукции является нефтяные и газовые скважины.

Потенциальными потребителями являются отечественные нефтегазовые компании, обладающие, лицензионными участками как на море, так и на суше. В частности, группы компаний ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», Буровая компания «Евразия», ПАО «Новатэк».

Основные характеристики

К выходным реакциям, обеспечиваемых разрабатываемым Штормовым пакером типоразмера 9 5/8'' (Наружный диаметр пакера 210 мм), в результате выполнения своих функций можно отнести:
- дифференциальное давление пакера, МПа – 70;
- рабочее давление, МПа – 100;
- сила внутреннего давления, МПа - 105;
- сила внешнего давления, МПа - 105;
- предел прочности на разрыв, кН - 1918,5;
- сила крутящего момента, кН.м - 36,6;
- рабочая температура, град Цельсия - до 150;
- эксплуатация в средах - H2S, (6%) СО2;
- высокая герметизирующая способность уплотнительного элемента;
- смена наземного оборудования без отключения бурильной колонны;
- обеспечение безопасного подъема пакера и приведение его в транспортное положение;
- выравнивание давления снизу и сверху пакера, облегчение срыва пакера
- тестирование и изоляция трубного, затрубного пространства на скважинах в условиях высокого давления и высокого напряжения;
- герметичное разобщение ствола обсадной колонны и изоляции эксплуатационной колонны при эксплуатации скважины, исключая перетоки в затрубном пространстве.
- обеспечение возможности разъединения колонны НКТ с возможностью ее последующего соединения
- отсоединение от прихваченного инструмента, проведения ремонтных работ с помощью многопакерных компоновок