По результатам анализа существующих научно- исследовательских судов (НИС) и потребности в них на среднесрочную перспективу по согласованию с ведущими отечественными организациями – пользователями была сформирована сетка перспективных НИС для внутренних бассейнов (ВБ) России, приведенная в таблице 1.
№ п/п |
Наименование и назначение НИС для ВБ |
Потребность в судах |
|
класса «О» |
класса «М-ПР» |
||
1 |
Экологические НИС Назначение: - контроль параметров воды, донных отложений и приводного слоя атмосферы; - телевизионное обследование дна, подводных сооружений; - контроль за соблюдением экологического законодательства. |
+ |
+ |
2 |
Гидробиологические НИС
Назначение: |
+ |
+ |
3 |
Гидрометеорологические НИС Назначение: - комплексный гидрометеоролигический мониторинг акваторий; - гидрологические и гидрохимические исследования;
- аэрологические исследования атмосферы, |
+ |
+ |
4 |
Геолого-геофизические НИС Назначение: - гидрологическая съемка дна акваторий; - геологические и геофизические изыскания; - геологические и геоэкологические исследования донного грунта; - инженерно-геологические изыскания; -гидрометеорологические, гидрохимические и подводные археологические исследования. |
- |
+ |
Архитектурно-конструктивный тип НИС обоих классов, главные размерения, формы обводов корпуса, конструкция, судовые устройства, системы, механизмы и оборудование НИС различного назначения каждого класса унифицированы (за исключением отдельных систем и состава судовой электростанции геолого-геофизических НИС). Унифицирована также значительная часть специального оборудования и устройств.
Размещение и назначение помещений в надстройке НИС различного назначения могут отличаться друг от друга.
Основные характеристики НИС приведены в таблице 2.
№ п/п |
Наименование характеристики судна |
МУ НИС класса «О2,0(лед20)А» пр.2857.1 (О) |
МУ НИС класса «М-ПР2,5(лед30)А» пр.2857.2 (М-ПР) |
1 |
Длина габаритная, м |
29,0 |
39,0 |
2 |
Ширина расчетная, м |
7,0 |
7,5 |
3 |
Высота борта, м |
2,7 |
3,5 |
4 |
Осадка с полными запасами, м |
~ 1,5 |
~ 1,7 |
5 |
Водоизмещение c полными запасами, т |
~ 190 |
~ 290 |
6 |
Масса судна порожнем, т |
~ 130 |
~ 200 |
7 |
Мощность ГД, кВт |
2х220 |
2х258 |
8 |
Мощность электростанции, кВт |
2х 60 |
2х60; Авар. ДГ - 28 |
9 |
Скорость на тихой глубокой воде, км/ч |
~ 21,5 |
~ 21,5 |
10 |
Дальность плавания по запасам топлива, км |
2000 |
ок. 2500 |
11 |
Автономность по запасам провизии и питьевой воды, сут. |
10 |
10 |
12 |
Материал корпуса и надстройки |
сталь |
сталь |
13 |
Команда , чел. |
7 |
8 |
14 |
Специальный персонал, чел. |
7 |
12 |
15 |
Специальные помещения на главной палубе: - лаборатория № 1, м2 - лаборатория № 2, м2 - лаборатория № 3, м2 - информационно-вычислительный центр, м2 |
6,0 5,0 - в помещ. кают-компании |
12,0 10,0 10,0 9,0 |
16 |
Размещение специального палубного оборудования: - на главной палубе в корме, м2 - на полубаке, м2 - по бортам |
ок. 45,0 3,0 по всей длине бортов |
ок. 45,0 ок. 6,0 по всей длине бортов |
17 |
Емкость грузового помещения в носовой части (обслуживаемого краном), м3 |
- |
|
Результатом выполненной работы являются технические предложения на создание унифицированных экологических НИС класса «О2,0(лед20)А» и геолого-геофизических НИС класса «М-ПР2,5(лед30)А, а также развернутые технические задания на проектирование всех НИС для ВБ на базе унифицированных платформ-носителей обоих классов.