Инженерный центр судостроения
Проектно-конструкторское бюро
основано в 1935 году
Главная » Инжиниринг » Опытно-конструкторские работы по новым типам перспективных судов и инновационным технологиям » Унифицированные научно-исследовательские суда для внутренних бассейнов России

По результатам анализа существующих научно- исследовательских судов (НИС) и потребности в них на среднесрочную перспективу по согласованию с ведущими отечественными организациями – пользователями была сформирована сетка перспективных НИС для внутренних бассейнов (ВБ) России, приведенная в таблице 1. 

Таблица 1

п/п

Наименование и назначение НИС для ВБ

Потребность в судах

класса «О»

класса

«М-ПР»

1

Экологические НИС

Назначение:

 - контроль параметров воды, донных отложений и приводного слоя атмосферы;

 - телевизионное обследование дна, подводных сооружений;

 - контроль за соблюдением экологического законодательства.

+

+

2

Гидробиологические НИС

Назначение: 
 - комплексные гидробиологические исследования; 
 - гидрологическиеисследования;
 - гидрометеоролические исследования; 
 - гидрохимические исследования.

+

+

3

Гидрометеорологические НИС

Назначение:

 - комплексный гидрометеоролигический мониторинг акваторий;

 - гидрологические и гидрохимические исследования;

 - аэрологические исследования атмосферы, 
 - синоптические работы.

+

+

4

Геолого-геофизические НИС

Назначение:

 - гидрологическая съемка дна акваторий;

 - геологические и геофизические изыскания;

 - геологические и геоэкологические исследования донного грунта;

 - инженерно-геологические изыскания;

 -гидрометеорологические, гидрохимические и подводные археологические исследования.

-

+

Архитектурно-конструктивный тип НИС обоих классов, главные размерения, формы обводов корпуса, конструкция, судовые устройства, системы, механизмы и оборудование НИС различного назначения каждого класса унифицированы (за исключением отдельных систем и состава судовой электростанции геолого-геофизических НИС). Унифицирована также значительная часть специального оборудования и устройств.

Размещение и назначение помещений в надстройке НИС различного назначения могут отличаться друг от друга.

Основные характеристики НИС приведены в таблице 2. 

Таблица 2

№ 

п/п

Наименование характеристики судна

МУ НИС класса «О2,0(лед20)А» пр.2857.1 (О)

МУ НИС класса «М-ПР2,5(лед30)А» пр.2857.2 (М-ПР)

1

Длина габаритная, м

29,0

39,0

2

Ширина расчетная, м

7,0

7,5

3

Высота борта, м

2,7

3,5

4

Осадка с полными запасами, м

~ 1,5

~ 1,7

5

Водоизмещение c полными запасами, т

~ 190

~ 290

6

Масса судна порожнем, т

~ 130

~ 200

7

Мощность ГД, кВт

2х220

2х258

8

Мощность электростанции, кВт

2х 60

2х60; Авар. ДГ - 28

9

Скорость на тихой глубокой воде, км/ч

~ 21,5

~ 21,5

10

Дальность плавания по запасам топлива, км

2000

ок. 2500

11

Автономность по запасам провизии и питьевой воды, сут.

10

10

12

Материал корпуса и надстройки

сталь

сталь

13

Команда , чел.

7

8

14

Специальный персонал, чел.

7

12

15

Специальные помещения на главной палубе:

- лаборатория № 1, м2

- лаборатория № 2, м2

- лаборатория № 3, м2

- информационно-вычислительный центр, м2

 

6,0

5,0

-

в помещ. кают-компании

 

12,0

10,0

10,0

9,0

16

Размещение специального палубного оборудования: 

- на главной палубе в корме, м2

- на полубаке, м2

- по бортам

 

ок. 45,0

3,0

по всей длине бортов

 

ок. 45,0

ок. 6,0

по всей длине бортов

17

Емкость грузового помещения в носовой части (обслуживаемого краном), м3

-


ок. 30,0

Результатом выполненной работы являются технические предложения на создание унифицированных экологических НИС класса «О2,0(лед20)А» и геолого-геофизических НИС класса «М-ПР2,5(лед30)А, а также развернутые технические задания на проектирование всех НИС для ВБ на базе унифицированных платформ-носителей обоих классов.